Вступайте в наши сообщества в социальных сетях:

Илия Печерский из Мурома: святой богатырь

«Руси Святой заступниче, могучий ратоборче!». Это слова молитвы Илие Печерскому. Да, многие еще не знают, что легендарный былинный богатырь Илья Муромец почитается православной церковью как святой. Его имени нет ни в одной летописи, его житие навсегда утрачено, а его путь от воина до святого до сих пор остается тайной.

Поездка в МуромГробница со скульптурным образом Илии Муромца с частицей мощей. Фото: сайт Муромской епархии

Поездка в МуромИкона "Свт. Илия Муромец"

Надо заметить, что многие святыни Мурома объединяет то, что связаны они с людьми, о которых практически ничего не доносят до нас летописи. Например, святые Петр и Феврония. Возможно, что данное обстоятельство оправдано тем, что история этих людей связана с простой крестьянской жизнью (к примеру, Феврония, как и Илия, была из крестьян). А летописцы, как правило, предпочитали повествовать нам о событиях в высших слоях общества.

Поездка в Муром

Но есть еще память народная. Поэтому жизнь Илии окружена легендами, сказаниями и выражена в былинах. Жители нашей страны на протяжении веков знакомятся с тем, как боролся Илья Муромец с различной нечистью вроде Соловья-разбойника или Тугарина змея.

Конечно, за столько веков напридумано многое. Какие из описанных событий в былинах можно причислить к достоверным, мы не знаем. Слишком велика фантазия народа, склонная к преувеличениям. Народа, сумевшего в былинах об Илии описать события аж трех веков: от службы Владимиру Красное Солнышко до борьбы с монголо-татарами. Так Илия Муромец превратился в сказочного героя-богатыря. Но это не так важно: жития многих древних святых окутаны народной молвой и легендами.

Поездка в МуромВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич)». 1881-1898 гг.

Важно то, что несколько десятилетий назад ученые (именно ученые) заговорили о том, что таинственный святой по имени Илия Печерский из Мурома, мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре, – не кто иной, как известный русский богатырь Илья Муромец. Инок Илья Печерский был канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.

Поездка в МуромМощи Свт. преп. Илии Печерского из града Мурома в Киево-Печерской Лавре

О том, что преподобный Илия родом из Мурома, упоминал еще в своих записях австрийский дипломат барон Эрих Лясотта, посетивший Киев в 1594 году. Он описал гробницу исполина Илии Моровлина, находящуюся в Софийском соборе. «Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена» - писал барон. В своих последующих записях Лясотта упоминает мощи Илии в подземельях Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка (сапожок)», что историки объясняют перенесением мощей из Софийского собора в Киево-Печерскую Лавру.

В последующем упоминания об Илие увеличиваются. Например, вот что пишет в 1701 году священник-старообрядец Иоанн Лукьянов: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». Так что мы видим, что, несмотря на отсутствие более древних письменных источников, в том числе и жития, традиция почитания Илии из Мурома как былинного воина  только нарастала.

Поездка в Муром

И вот в конце XX века, века атеистического, эта церковная традиция нашла научное подтверждение. В 1989 году большая группа ученых по инициативе научного отдела истории пещер государственного историко-культурного заповедника «Киево-Печерская Лавра» провела исследования десятков останков людей, находившихся в пещерах монастыря. В том числе были исследованы и мощи Илии из града Мурома.

Исследования были комплексными, участие в них принимали киевские и московские ученые разных специальностей: анатомы, рентгенологи, биохимики, геологи и множество других. Работа продолжалась три года. По методике академика Герасимова был воссоздан скульптурный образ Илии. Результаты оказались сенсационными.

Поездка в МуромРеконструкция облика Илии Муромца по методу академика Герасимова. С. Никитин

Мощи принадлежали мужчине 40-45 лет богатырского для средневековья телосложения.  На костях были хорошо выражены бугристости, что говорило о сильно развитой мышечной системе. Были обнаружены признаки акромегалии, в состоянии которой люди имеют непропорционально большие части тела, то есть большие руки, ноги, голова. У таких на Руси была одна характеристика: «косая сажень в плечах», то есть богатырский вид. Для несведущего достаточно посмотреть на известные современные персоналии с признаками акромегалии: в основном это известные рестлеры, представители единоборств (например, боксер Николай Валуев). То есть люди, обладающие неестественно мощной природной силой, склонные к гигантизму.

Поездка в Муром

Рост по нашим мерках был средний (177 см), но для того времени – выше среднего. Например, рост остальных святых, мощи которых были взяты из Лавры, не превышал 165 см. У него были очень толстые кости черепа. Они превышали нормальную толщину примерно в полтора раза. Это говорит о многом. С точки зрения специалистов судебной медэкспертизы есть жизнеспособные и нежизнеспособные черепа. С такой толщиной кости свода черепа даже удар значительной силы каким-нибудь предметом не приведет к каким-то серьезным последствиям. То есть это был череп очень жизнеспособного человека. Были зафиксированы многочисленные ранения (переломы, костные мозоли), после которых этот человек продолжал жить годы.

Все указывало на то, что перед нами мощи не просто святого инока, а могучего воина, принимавшего участие во многих сражениях. Подтверждалось церковное предание о том, что Илия из Мурома был знаменитым богатырем, защитником земли Русской, в конце своей жизни принявшем монашеский постриг.

Поездка в МуромПрп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве. Н. Климова

Но самый интересный результат дал рентген позвоночника: богатырь страдал спондилоартрозом, то есть какое-то время не двигался! В наше время эта болезнь лечится костоправами и всевозможными сопутствующими процедурами. Теперь вспомним былину о тридцати трех годах сидения на печи и исцеления от «калик перехожих»! Конечно, столько лет - скорее всего народное преувеличение, но подтверждалось, что какой-то промежуток времени Илия действительно «просидел на печи»!

Поездка в МуромА. Клименко. Илья Муромец в немощи

Возраст захоронения датировали XI или XII веком (с помощью аминокислотного анализа). Результаты исследований произвели на ученых неизгладимое впечатление. Ведь в советское время считалось, что мощи Илии из Мурома — фальсификация, что церковники просто хотят заработать себе авторитет за счет канонизации знаменитого былинного богатыря. А тут такой результат!

Поездка в МуромЭриксон И. «Преподобный Илия Муромец». 1844 г. Надгробный образ. Ближние пещеры Киево-Печерской лавры.

То, что Илья Муромец из села Карачарово (ныне микрорайон Мурома), воспетый в народных былинах, - это инок Илия Печерский, покоящийся в киевских пещерах, все равно не является стопроцентно доказанным историческим фактом. Многие исследователи с этим не согласны, существует много версий. История вообще наука весьма неточная и загадочная.

Но если в нашей поездке в Муром будут скептики, то их должен успокоить просто тот факт, что в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома находится рака с частицей мощей преподобного Илии, бывшего воина, почитаемого Русской православной церковью как святого угодника Божия, а значит, нашего молитвенного заступника. И мы обязательно приложимся к мощам этого загадочного святого.

Перейти к: 

Поездка в Муром-Дивеево из Самары. Подробности

Если вы считаете эту информацию интересной и полезной, поделитесь ею с ближним своим в социальных сетях: